Бенедикт Спиноза / Хронология жизни Бенедикта Спинозы

Хронология жизни Бенедикта Спинозы




Бенедикт Спиноза



1632 – Рождение Спинозы в Амстердаме.

1646 – Рождение Лейбница.

1648 – Завершается Тридцатилетняя война, опустошившая многие районы Германии и Центральной Европы.

1650 – Смерть Декарта.

1654 – Смерть отца Спинозы и последовавший за ней судебный процесс против сестры Спинозы.

1655 – Покушение на жизнь Спинозы.

1656 – Отлучение Спинозы от церкви иудейским духовенством.

1660 – Спиноза перебирается жить в Рейнсбург, на окраине Лайдена.

1663 – Спиноза переезжает в Гаагу.

1663-1665 – Спиноза работает над "Этикой".

1670 – Анонимно издается "Богословско-политический трактат".

1673 – Спиноза отказывается возглавить кафедру философии университета Хайдельберга.

1675 – Спиноза завершает работу над "Этикой".

1676 – Спиноза встречается с немецким философом Лейбницем.

1677 – Смерть Спинозы в Гааге. Издание его основной работы, "Этики".

Информация, Бенедикт Спиноза / Спиноза – поистине великий философ

Спиноза – поистине великий философ



Спиноза – поистине великий философ. Он создал метафизическую систему, поразительную по своей красоте и великолепию, но тот факт, что она не основывалась ни на личном опыте, ни на окружавшей его реальности, поражает еще больше. Спиноза был глубоко верующим человеком, но, по-видимому, не исповедовал никакой определенной религии.

Его философия допускает существование Бога, а сам он прожил жизнь святого. Вследствие этого к нему при жизни питали отвращение представители всех религиозных учений, а после его смерти чернили и сжигали его работы, преследовали тех, кто их читал.

В наше время, когда от философов не требуют веры в Бога, они ведут такой же постыдный образ жизни, как и все мы, когда им дают понять, что от них ожидают внимания к бытию истинному, они предъявляют Спинозу как образец для подражания. Вероятно, если его в конце концов канонизируют, он будет покровителем лицемеров и притворщиков.


Информация, Бенедикт Спиноза / Видение Спинозы опережает свое время

Видение Спинозы опережает свое время



Видение Спинозой правительства значительно опережает свое время, хотя и немного утопично:

"Основная задача правительства не в том, чтобы господствовать и держать население в страхе, не в том, чтобы требовать повиновения, а наоборот, освободить каждого человека от страха, сделать так, чтобы он имел возможность жить в максимально возможной безопасности, другими словами, укреплять его естественные права: существовать и заниматься своими делами, не нанося вреда себе и другим.

Цель правительства не в том, чтобы превратить людей из разумных существ в животных или марионеток, а в том, чтобы дать им возможность совершенствовать свои умственные способности и тело, применять свой разум без ограничений; не выказывая ненависть и злобу, не обманывать, не относиться к ним несправедливо и с подозрением."(Богословско-политический трактат, глава 20 )

Информация, Бенедикт Спиноза / Пример радикального пантеизма Спинозы

Пример радикального пантеизма Спинозы



"Кроме Бога, никакая субстанция не может ни существовать, ни быть представляема." (Этика, часть 1. Теорема 14 )Еще одно доказательство существования Бога:

"Так как возможность существовать есть способность, то отсюда следует, что, чем более природа какой-либо вещи имеет реальность, тем более имеет она своих собственных сил к существованию. Следовательно, существо абсолютно бесконечное, или Бог, имеет от самого себя абсолютно бесконечную способность существования и поэтому безусловно существует." (Этика, часть 1)Примеры всеобъемлющего детерминизма Спинозы:

"Бог есть производящая причина всех вещей, какие только могут быть представлены бесконечным разумом... Без Бога ничто не может ни существовать, ни быть представляемо, но все существует в Боге. Вне его не может быть ничего." (Этика, часть 1)"В природе ничто не случайно, и все вещи обусловлены в существовании и определенных действиях необходимостью божественной природы." (Этика, часть 1 )"Когда люди полагают, что они независимы, они заблуждаются. Они держатся этого мнения только потому, что осознают свои поступки, но не знают, что в действительности является их причиной." (Этика, часть 2 )Два атрибута:

"Разум и тело – одно и то же, постигаемое то при помощи атрибута мышления, то при помощи атрибута протяженности." (Этика, часть 2 )

Информация, Бенедикт Спиноза / Из произведений Спинозы

Из произведений Спинозы



О Боге:

Определения1. Под причиною самого себя (causa sui) я разумею то, сущность чего заключает в себе существование , иными словами, то, чья природа может быть представляема не иначе, как существующею.

2. Конечною в своем роде называется такая вещь, которая может быть ограничена другой вещью той же природы. Так, например, тело называется конечным, потому что мы всегда представляем другое тело, еще большее. Точно так же мысль ограничивается другой мыслью. Но тело не ограничивается мыслью, и мысль не ограничивается телом.

3. Под субстанцией я разумею то, что существует само в себе и представляется само через себя, т.е. то, представление чего не нуждается в представлении другой вещи, из которого оно должно было бы образоваться.

4. Под атрибутом я разумею то, что ум представляет в субстанции как составляющее ее сущность.

5. Под модусом я разумею состояние субстанции (Substantiae affectio), иными словами, то, что существует в другом и представляется через это другое.

6. Под Богом я разумею существо абсолютно бесконечное (ens absolute infinitum), т.е. субстанцию, состоящую из бесконечно многих атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность.

7. Свободной называется такая вещь, которая существует по одной только необходимости своей собственной природы и определяется к действию только сама собой. Необходимой же или, лучше сказать, принужденной называется такая, которая чем-либо иным определяется к существованию и действию по известному и определенному образу.

8. Под вечностью я понимаю самое существование, поскольку оно представляется необходимо вытекающим из простого определения вечной вещи.

(Этика, часть 1. Основные определения)


Информация, Бенедикт Спиноза / Идеи Спинозы оказывают свое влияние и сегодня

Идеи Спинозы оказывают свое влияние и сегодня



Спиноза подвел черту под рационализмом, привнесенным Декартом. Через полтора десятка лет после смерти Спинозы рационализм был вытеснен эмпиризмом, представленным английским философом Джоном Локком. Убеждение в том, что в конечном счете истину можно обнаружить, руководствуясь разумом, уступило место мнению, что истину можно познать только из опыта. Когда в XIX веке в Германии стали развиваться метафизические взгляды, знамя Спинозы стало снова реять гордо. Рационализм системы Спинозы вдохновил Гегеля на создание более обширной системы, в которой голландская ясность была заменена готической немецкой метафизикой. Спинозу можно даже считать вдохновителем марксизма, возникшего из гегельянства (в качестве противоположности).

Идеи Спинозы оказывают свое влияние и сегодня. Некоторые современные математики, которые смотрят на философию с нескрываемым презрением, относятся к Спинозе с симпатией. Увы, его вера во Вселенную, существующую по законам разума, содержит внутренние противоречия, сходные с теми, которые содержатся в убеждении о математическом устройстве Вселенной. Систематическое объяснение мира рухнуло, образовав груду из релятивизмов. Мы живем в эру безуспешных попыток собрать Шалтай-болтая, и философия Спинозы – только поэтическая мечта. Тем не менее она остается одной из самых прекрасных, когда-либо произведенных человечеством.


Информация, Бенедикт Спиноза / Что Спиноза имел в виду

Что Спиноза имел в виду



Спиноза указывал на то, что поиски причины лишили бы мир очарования. Под этим он понимал то, что разум лишит мир как священной, так и суеверной его сторон. Он рассматривал смысл лишь как еще одну ступень к пониманию самих себя и мира, нас окружающего. Если бы мы неотступно следовали по пути рационального мышления, то мы бы вновь открыли Бога в "религии, свободной от иллюзий". Во времена Спинозы эта мысль во многом подтвердила подозрения религиозных властей о том, что большинство мыслителей рационалистов так и останутся на первой ступени. И их подозрения больше, чем просто подтвердились. Сегодня большинство ученых остаются на той стадии рационального развития, на которой находился некогда Спиноза. И даже те, кто приходит к "религии, свободной от иллюзий", остаются по ту сторону всех основных религий, за исключением, возможно, буддизма. То же было и со Спинозой.

Действительно, трудно точно понять, что Спиноза имел в виду под "религией, свободной от иллюзий". Всеобщий Бог, должным образом постичь которого можно, только применяя разум? Это наводит на мысль о том, что свободная от иллюзий религия Спинозы могла бы в действительности быть тем, что сегодня представляет собой современная наука: пантеистичная Вселенная, истины которой мы можем постичь только путем применения разума, математики и опытов; Мир-Бог, где молитва есть число. Так, может быть, Спиноза это и представлял, и действительно, это может быть красивым поэтичным описанием современной науки, понимаемой sub specie aeternitatis.